Публичное выступление как условие развития коммуникативной компетенции
В соответствии с требованиями Стандарта система планируемых метапредметных результатов практики направлена на формирование навыка коммуникации, «создания устного высказывания с заданными параметрами: коммуникативной задачей, темой, объёмом, форматом». Основным объектом оценки данного результата – является способность к сотрудничеству и коммуникации.
Проблема развития коммуникативных навыков у учащихся стоит остро. Данная проблема фиксируется педагогами школы не только во внеурочной деятельности, но и на уроках в рамках учебных занятий. Выступая в классном коллективе, дети испытывают волнение, страх перед аудиторией, неуверенность в себе. Это сопровождается речевыми «зажимами» или категоричным отказом предъявить речевое высказывание. Умение выступать публично является необходимым навыком для успеха в современной жизни, элементом коммуникативной компетентности современного человека. Основные трудности у учащихся возникают на этапе подготовки публичного выступления и его проведении. Таким образом, обозначаем проблему – отсутствие у учащихся умения выступать публично.
Занятия, проведенные мною во втором полугодии 2016-2017 учебного года, по теме «Публичное выступление как условие развития коммуникативной компетенции»позволили снять речевые «зажимы» учащихся, познакомили их с некоторыми приемами, позволяющими добиться, успешного выступления на публике, в частности, на способности удержать внимание аудитории. Целевая группа - учащиеся 8Б класса. Метапредметный результат, заявленный в ФГОС - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, владение устной речью. Объект оценивания - публичное выступление.
Критерии оценки публичного выступления
№ m/n |
Критерий оценки |
Содержание критерия |
Количество баллов |
1. |
Использование приемов «захвата» и удержания внимания аудитории |
- обращение к интересам аудитории; -обращение к собственному опыту (истории); - вопрос аудитории (проблемный, риторический); - приведение парадоксов, необычных фактов; -использование исторического эпизода, малоизвестного факта; - демонстрация какого-либо предмета, вещи; - цитирование знакомого, авторитетного человека; - цитирование притч, поговорок, ссылок на статистические данные, мнение соц. опросов и т.д. |
5 5 5 5 5 5 5 5 |
2. |
Временные характеристики |
-Отсутствие внимания аудитории на протяжении выступления -«Удерживание» внимания аудитории до 1 мин. -«Удерживание» внимания аудитории до 3 мин. |
0 15 25 |
3. |
Дополнительные характеристики |
- оживленный положительный отклик аудитории (например, аплодисменты, эмоции) - количество заданных вопросов после выступления - суждения аудитории на выступление - опора на текстовый носитель -без опоры на текстовый носитель |
5 5 5 5 5 |
|
|
ИТОГО: |
100 |
Количество голосов, отданных за эту статью: 0.
Для того, чтобы прологосовать, Вам необходимо пройти авторизацию на сайте.